Правильная подошва: устоять и не замерзнуть

Что собой представляет

Производство материалов для изготовления обуви и ее ремонта не стоит на месте. Относительно недавно в массовом выпуске встречались только обычные виды подошвы из резины. С появлением новых возможностей для литья пластичных изделий было откалибровано и оттестировано большое количество составов. Лучше всего себя показала подошва из термоэластопласта.

ТЭП — материал, сочетающий в себе характеристики каучука и термопласта. Свойства последнего увеличивают текучесть материала в расплавленном состоянии, позволяя изготавливать основание для обуви литьевым методом. Резина для подошвы такого отлива отличается долговечностью, гибкостью, легкостью. Состав не рвется и не трескается при повышенных нагрузках.

Уникальное физико-механическое свойство заключается в самом строении ТЭП. Структура подошвы из термоэластопласта представляет собой совокупность двух слоев:

  • наружный — монолитный, обеспечивающий износоустойчивость;
  • внутренний — пористый, сохраняющий тепло.

В отличие от подошв из обычной резины, прочность и твердость ТЭП не зависят от плотности материала. Обувная продукция с такой основой недорогая, практичная и легкая. Если брать в расчет самые распространенные типы или виды подошвы, чаще всего именно ТЭП применяют при изготовлении повседневной обуви для всех сезонов.

Правильная подошва: устоять и не замерзнуть
Износостойкий материал
Правильная подошва: устоять и не замерзнуть
Двухслойная структура

Основные правила выбора обуви при гололеде

Экономия средств и времени при выборе обуви на морозный период может обернуться незапланированным визитом к травматологу. Поэтому, подыскивая зимнюю модель, нужно помнить о безопасности и придерживаться основных правил:

  1. Обувь должна быть с антискользящей подошвой: из морозостойкого материала, с хорошим протектором.
  2. Стоит отказаться от безусловно красивых, но неустойчивых сапожек на шпильке. Важно выбирать обувь, подошва которой предусматривает максимальную площадь соприкосновения с дорожной поверхностью. Допустимая высота каблука при этом – не более 4-5 см, а сам он должен быть широким. Такие сапоги обеспечат должный уровень сцепления и устойчивости в гололедицу, чего не скажешь о ботинках с зауженной высокой танкеткой.
  3. Рекомендованная толщина основания – более сантиметра. Она убережет ноги от переохлаждения, не позволит материалу промерзнуть до заскорузлости, увеличивающей риск поскользнуться.

Часто можно встретить рейтинги самой нескользкой зимней обуви. Фаворитом там остаются утепленные ботинки с толстой рельефной либо плоской сплошной подошвой, как вариант – с невысоким широким каблуком. Среди наиболее удачных моделей для гололедицы популярностью пользуются и валенки из натурального овечьего войлока.

Правильная подошва: устоять и не замерзнуть
От шпильки зимой стоит отказаться

Преимущества и недостатки

Если рассматривать основные преимущества популярной подошвы на основе полимеров, список будет выглядеть следующим образом:

  1. Сохраняет эластичность даже при самой высокой температуре. ТЭП не трескается, не сохнет на солнце, выцветает очень долго, деформируется только при истирании об асфальт.
  2. Защищает ноги от холода. Термостойкий материал устойчив к умеренным морозам, хорошо сохраняет тепло. За счет высокого коэффициента трения с поверхностью в обуви на такой основе можно спокойно передвигаться по гололеду.
  3. Подошву из ТЭП не разъедают кислоты, щелочи и природная органика. Это весомое преимущество для жителей крупных городов, где зимой дороги посыпаются не только промышленной солью.
  4. Полимер имеет небольшой вес, благодаря чему обувь на подошве из термоэластопласта довольно легкая. Даже при длительной ходьбе на ТЭП-основе ноги не устают, а нагрузка на суставы и позвоночник человека сводится к минимуму.
  5. Термоэластопласт экологически безопасен, поддается переработке.
  6. ТЭП-подошва для обуви имеет высокую сопротивляемость к разрывам. Материал выдержит даже самые агрессивные условия внешней среды, а потому отлично подходит для походов по гористой местности.
  7. Благодаря пористой структуре ТЭП-подошва обладает амортизирующим эффектом.
  8. За счет минимальной себестоимости сырья пара обуви на резиновой подошве и каучуке стоит недорого, но при этом довольно практична.
Предлагаем ознакомиться  Яблочное пюре в духовке на зиму

К сожалению, идеального материала не бывает, вот и у ТЭП-отливок есть плюсы и минусы. Последние ярко выражаются в пределах по перегреву или переохлаждению. Да, этот материал подошвы не испортится при 50 градусах, но если наступить на разогретый асфальт в летний зной, то протектор может потерять заводской рисунок.

Материал изготовления подошвы

Не всякое сырье подойдет для производства зимней обуви: при недостаточной морозостойкости основа «дубеет», становится твердой, скольжение усиливается. Подошва должна быть достаточно мягкой, эластичной, в меру широкой – недостаточная толщина приводит к быстрому промерзанию. При изготовлении подошвенной части преимущественно применяются такие материалы:

  1. TRP, ТЭП (термоэластопласт), основное достоинство которого в морозостойкости. Материал способен выдерживать низкие температуры – до 45 °С. Из этого сырья изготавливается самая нескользкая подошва.
  2. PU (полиуретан) хорош при производстве демисезонной, но никак не зимней обуви. При минусовой температуре начинает сильно скользить, а при морозе в 20 градусов может лопнуть.
  3. TPU (термополиуретан) обладает хорошими противоскользящими характеристиками. Минус – тепло удерживает плохо, а потому используют его только вместе с полиуретаном, изготавливая двухслойную подошву.
  4. PVC (поливинилхлорид) непригоден для зимней обуви: основание из него сильно скользит. Морозостойкость нулевая, поэтому в условиях низких температур подошва из ПВХ лопнет при малейшей нагрузке.
  5. EVA (этиленвинилацетат) – замечательный легкий материал, используемый для производства цельнолитых сапог или сабо. Хорошо удерживает тепло, влагонепроницаем, но в морозную погоду сильно скользит, поэтому подходит только для летней и демисезонной обуви.
  6. Резина – старый и проверенный материал: высокая износостойкость, эластичность, гибкость доказаны столетиями ее использования. Качественная резиновая подошва практичная, морозостойкая и нескользкая. Единственный недостаток – обувь на резине тяжелая, ноги будут быстро уставать.

Как результат – лучшими материалами для подошвы зимней обуви являются резина (достаточной степени мягкости, эластичности) и ТЭП. Для многих пользователей последний предпочтительней, так как он более легкий по весу.

Правильная подошва: устоять и не замерзнуть
Подошвы из ПВХ непригодны для зимы

«Имейте в виду, что чем тоньше подошва, тем скорее будет
охлаждаться нога… Минимальная толщина подошвы для зимней обуви — 1 сантиметр… Хорошее сцепление с поверхностью
обеспечивает ярко выраженный протектор и правильный материал подошвы», –
советует представитель ГК «Обувь России».

Подошва из термоэластопласта (ТЭП) считается одной из самых устойчивых, так как сочетает свойства вулканизированных каучуков и термопластов. Производители обуви любят его за эластичность и прочность, а потребители за устойчивость к морозам и износу. ТЭП обеспечивает хорошую амортизацию и сцепление с грунтом. Отличительной особенностью такой подошвой является способность не терять свои свойства даже при экстремальных температурах от 50 до -45 градусов.

Разновидности

Разбираясь, что такое термопластичная резина, нелишним будет рассмотреть разновидности такого материала, поскольку обычная ТЭП-подошва подходит далеко не для каждой обуви. Например, состав для основы летних, демисезонных или зимних моделей будет несколько отличаться.

В момент приобретения новой обуви ТЭП на подошве очень устойчив, но через несколько месяцев активного использования случается так, что протектор теряет свои свойства, а сама подметка начинает постепенно истираться — ее заводская структура нарушается. Такие изменения говорят о том, что применимая при производстве термопластичная резина предназначена для эксплуатации в других погодных условиях.

Предлагаем ознакомиться  Обработка яблонь весной — когда и чем

Для зимы

Главные критерии при выборе зимней обуви — безопасность и способность сохранять тепло. Подошва ТЭП, используемая для изготовления таких изделий, имеет рельефный протектор, практически не скользит. Хорошее сцепление с поверхностью обеспечивает безопасность даже при сильном гололеде. В составе морозостойких подошв из термоэластопласта доминирует стирольный каучук, увеличивающий прочность и устойчивость к низким температурам. Благодаря добавлению минеральных наполнителей и стабилизаторов основа сохраняет хорошую эластичность даже при сильном морозе.

При выборе обуви на теплое время года предпочтение отдается удобным и износостойким моделям. Приобретаемая пара должна быть устойчива к истиранию об асфальтовое покрытие, а также не сковывать движений ступни во время ходьбы. Полимерная основа обуви для лета и межсезонья — это обычная производная из классического состава указанных элементов, характеристика которых дана выше. Классическая подошва ТЭП отлично подходит для длительных прогулок, поскольку предусматривает небольшой вес и способность к амортизации.

Комбинированная

Благодаря тому, что термоэластопласты позволяют вводить в свой состав различные добавочные вещества, производятся так называемые комбинированные подошвы. Чаще всего такие заготовки содержат в себе смесь эластопластомера с полиуретаном и маркируются как ТЭП/ПУ. Комбинированная подошва считается более ценной, поскольку совмещает в себе свойства нескольких материалов.

Рисунок протектора

Это второй по списку фактор безопасности. Идея использования протектора на обуви пришла из области машиностроения, если говорить точнее – за основу взяты технологии производства автомобильных шин. Глубина и рисунок подошвенной части обеспечивают лучшее сцепление со скользкой поверхностью. Выбор протектора сводится к следующим нюансам:

  1. Чем глубже рисунок, тем устойчивее обувь, что особенно чувствуется при ходьбе по ледяной или снежной каше в период оттепели. Четкого стандарта здесь нет, но лучшим сцеплением обладают протекторы глубиной от 5-8 мм.
  2. Асимметричный рисунок с разнонаправленными бороздками обеспечивает лучшую сцепку с дорожной поверхностью. Если канавки протектора будут прорисованы в одном направлении, нога станет скользить в ту же сторону. Разнонаправленность уравновешивает этот процесс, обеспечивая устойчивость.
  3. Чем больше отдельных элементов узора, тем лучше сцепка. Бороздки прорезаются под острым углом, что усиливает проникновение в рыхлую поверхность, к примеру, снег или ледяное крошево.
  4. Устойчивость увеличивают также различные конструктивные элементы вроде шипов или откидной планки с металлическими зубьями. Но эти разработки применяются для производства специализированной обуви для спорта или военного обмундирования.
Правильная подошва: устоять и не замерзнуть
С шипами

Особенности подошвы для детской обуви

Детские ноги больше всего нуждаются в безопасности и комфорте, ведь за время активных игр малыш может набегать немало километров, а его неокрепшие кости и суставы еще нуждаются в поддержке. Именно поэтому многих родителей волнует вопрос о том, сможет ли бюджетный ТЭП обеспечить ребенку комфорт, не навредив его здоровью.

  1. Термоэластопласт отличается гибкостью и легкостью, поэтому не способствует дополнительной нагрузке на развивающуюся костно-мышечную систему. Стопа ребенка в такой обуви чувствует себя комфортно, поскольку может без помех двигаться, а амортизирующий эффект защищает не полностью сформировавшиеся суставы.
  2. ТЭП считается экологически чистым материалом и не вызывает аллергических реакций.
  3. Материал обладает высокой износостойкостью, поэтому обувь на такой подошве способна прослужить несколько сезонов даже при активных нагрузках, что тоже является значимым преимуществом при выборе детских ботиночек или туфель.
Предлагаем ознакомиться  Шалфей — описание, сорта, где применяется

Правильная подошва: устоять и не замерзнуть

Резиновая подошва уступает ТЭП по нескольким показателям: она более тяжелая, но менее прочная. Такое основание часто приходит в негодность уже после нескольких месяцев активного использования. Кроме того, модели на резиновой подошве стоят дороже за счет более высокой себестоимости материала. А вот подошва ЭВА, более схожая по свойствам с ТЭП, нередко составляет конкуренцию аналогичным изделиям из термоэластопласта.

Как сделать подошву нескользкой

Если зимняя обувь уже приобретена, но подошва скользит, стоит обезопасить себя подручными средствами. Это могут быть приспособления вроде наклеек, ледоступы либо и вовсе домашние способы. Каждый из вариантов имеет как преимущества, так и недостатки.

Простой способ сделать подошвенную часть менее скользкой – применение наклеек. Большинство мастерских по ремонту обуви предлагает специальную услугу наклеивания противоскользящих элементов на зимний период.

Изготовлены они чаще всего из каучука, подвергнутого предварительной вулканизации, – это придает материалу эластичность, мягкость, морозостойкость, прочность. Клеящий слой – двусторонний скотч. Преимущества – снижают скользкость подошвы, эстетичны, просты в применении. Достаточно просто вымыть, высушить поверхность (можно предварительно обезжирить спиртосодержащим раствором), затем аккуратно приклеить защиту к подошве, сняв верхний слой.

Минусы – подходят только для ровного основания без выраженного рельефа. Кроме того, клейкий слой недолговечен: при постоянном намокании наклейка быстро слетит. Стоимость набора таких элементов – от 50 до 400 рублей. Размер подгоняется под обувь простым подрезанием стандартного изделия. Услуга мастерской обойдется от 300-400 рублей.

Ледоступы

Еще один вариант получить нескользящие подошвы – насадки. Их называют также ледоходы, зимоходы, шиповки, антислипы. Благодаря надежным креплениям такие изделия прослужат не один зимний сезон, обезопасив прогулки по гололедице.

Ледоходы изготовлены из морозостойкой резины и шипов гальванизированной нержавеющей стали, они стойкие к воздействию низких температур. Удобны тем, что размер регулируется увеличением или уменьшением длины крепления. Выполнены чаще всего в виде шипованных элементов, фиксируемых ремешками, плотно охватывающими ступню.

Домашние способы

В случае, если гололедица застала врасплох, и нет времени на приобретение наклеек или ледоходов, можно воспользоваться подручными экспресс-методами:

  1. Лейкопластырь. Нужно вырезать несколько кусочков подходящего размера, приклеить на область пятки и носка. Это весьма удобное решение, поскольку средство есть в любой аптечке. Лейкопластырь достаточно эффективно снижает риск получения травмы, уменьшая скольжение, но хватает его ненадолго: от воды клеевой слой размокнет, и наклейка слетит.
  2. Песок. На подошву наносится резиновый или суперклей (разнонаправленными штрихами или зигзагами), затем присыпается песчаной смесью. После высыхания излишки удаляются встряхиванием. Такая мера обеспечит устойчивость в течение трех-четырех дней, по истечении которых присыпку придется обновлять.
  3. Наждачная бумага. Популярный метод придания противоскользящего свойства может использоваться двумя способами. Первый – натереть подошву, в результате чего поверхность повреждается, а полученная шероховатость уменьшает скольжение. Второй – вырезать самодельные наклейки из наждака, приклеить на стратегически важные места. Долговременность эффекта зависит от качества клея.

Правильная подошва: устоять и не замерзнуть

Предложенные способы уменьшить скольжение имеют разную эффективность, одним людям они не подходят из-за малого срока действия, другим – из эстетических соображений. Но безопасность – высший приоритет для зимней обуви, поэтому целесообразность приобретения пары сапог или ботинок с нескользкими подошвами вне всяких сомнений.

Правильная подошва: устоять и не замерзнуть
Наждачная бумага
Оцените статью
Поселок Петровский
Adblock detector