Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки

Организация выставок

Хороший верстак займет в квартире слишком много места, а дачу, сарайчик не всякий имеет. Поэтому предлагаю смастерить рабочий стол, за которым удобно работать и стоя, и сидя. Можете разработать свою конструкцию или воспользоваться чертежами моего стола, который служит мне вот уже 20 лет. Это хорошо сколоченный и склеенный стол, способный выдержать определенную тяжесть и довольно большую нагрузку при ударе. Сделайте в нем ящики и боковые «карманы» для хранения инструмента и других подсобных принадлежностей.

Для изготовления стола понадобятся: две доски размером 75 × 25 × 4 см для крышки (из березы, дуба или другой плотной породы, в крайнем случае подойдет и сосна), четыре доски для стояков (любой породы, оказавшейся под рукой), фанера, клей для дерева, шурупы; из инструментов: пила, топор, молоток, отвертка, линейка.

Длина стояков зависит от вашего роста. Определяют ее стоя у стола. Ладони вытянутых рук должны свободно лечь на его поверхность. Приобретите листовую резину толщиной 7–9 мм, по размеру крышки вашего стола. Это необходимо, чтобы дольше сохранить поверхность стола от износа, смягчить удар и уменьшить шум.

Конструкция стола представлена на рис. 2.2. Предлагаемые размеры можно менять по желанию. Сначала соберите каркас: скрепите доски стояков поперечинами. Для этого сделайте в торцах поперечин шипы, а в стояках – пазы, смажьте клеем и соедините эти узлы. На каркасе сверху с помощью деревянных шипов на клею укрепите крышку из двух досок.

Использовать для этой цели гвозди или шурупы не рекомендую – торчащие на поверхности шляпки мешают в работе. Края столешницы должны выступать над каркасом слева и спереди на 5 см, справа – на 15 см. Это необходимо для крепления к столу тисков и струбцин. К низу стояков для устойчивости приделайте бруски-полозья, нижнюю их сторону оклейте полосками из войлока или толстой материи в три-четыре слоя.

Это будет глушить шум от удара по столу и облегчит его передвижение. Такие смягчители желательно прикрепить и к ножкам рабочего стула или табуретки. Между стояками сделайте три полочки для инструментов, нижнюю – на расстоянии 12–14 см от пола. На верхней установите выдвижной ящик, разделенный на две секции, или два отдельных ящика.

Рис. 2.1. Способы столярных соединений деревянных изделий.

Среднюю и нижнюю полочки можно сделать открытыми. Советую углубить их – среднюю на 14 см от переднего края стояков, а нижнюю на 8 см, иначе они будут мешать ногам при работе сидя. На средней полочке я разместил топор, рубанок, чеканы, кусачки, молоток, измерительные приборы; на нижней – диски для точила, щетки, банку воска, коловорот, дрель и т. д.

– все необходимое в работе. Чтобы инструменты не сползали при ударах, сопровождающих процесс работы, к краю открытых полок прибейте бортики. К левому и дальнему от вас краям столешницы приклейте, укрепив шурупами впотай, два бруска из твердой древесины (бука, дуба, в крайнем случае из березы) с квадратным поперечным сечением 5 × 5 см и необходимой длины.

Они будут служить упорами для заготовок и должны выдерживать достаточно большую нагрузку при ударах. В правой части продольного упора сделайте 8–10 углублений для наиболее часто используемых ножей и стамесок. Инструменты располагайте всегда в одном и том же порядке. Со временем привыкнете к их местонахождению и не будете терять времени на поиск. В правом дальнем углу стола можно сделать и два-четыре углубления для карандашей, которые должны быть всегда заточены.

В одном из ящиков стола или где-то рядом на стене, на видном месте, поместите коробочку с аптечкой для оказания первой помощи в случае травм, которые нередки у начинающего резчика. В аптечке должны быть: бинт, вата, перекись водорода, спирт, йод, зеленка, лейкопластырь. Пригодится и небольшое зеркальце для удаления соринок из глаза, а также иголка для избавления от заноз, которые так и лезут в пальцы, пока не научишься понимать дерево.

Если в хозяйстве имеется старый, но еще крепкий стол, не спешите его выбрасывать, попробуйте переделать в рабочий.

Рис 2.2. Принадлежности рабочего места: а – рабочий стол; б – наколенный упор; в – державки; г – чемодан для инструмента.

Получите удовольствие и от рукоделия, и от сознания того, что рационально использовали вещь, которая на первый взгляд уже отжила свой век. Участник нашего коллектива Леонид Долгов не позволил соседу выбросить старый корпус пианино: отделил металлическую станину со струнами, убрал все лишнее внутри, сделал полки, место клавиатуры накрыл крепкой доской – получился хороший рабочий стол.

Если нет возможности изготовить и разместить дома рабочий стол, вас выручит очень простой наколенный верстак (рис. 2.2, б). Работать без такого устройства на коленях не советую – можно поранить ногу. Понадобится доска из твердого дерева 45 × 35 см и толщиной 4 см (можно склеить из двух кусков). С нижней стороны доски наклейте войлок или толстую материю. По левому и дальнему краям приклейте и закрепите шурупами впотай два деревянных упора высотой 5 см. К левому торцу намертво прикрепите ремень.

Правый его конец при работе будет крепиться с правой стороны доски. К переднему краю прикрепите поворотные выступы. Они пригодятся, когда появится необходимость расположить ручной верстак на полированном столе. Сядьте и положите ручной столик на колени. Ремень огибает вашу спину и застегивается справа.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Вместо предисловия.

Если есть возможность, расположите свое рабочее место возле окна. Рассеянный дневной свет – самое лучшее освещение, а если вы изредка посмотрите в окошко, то дадите глазам отдохнуть от напряженной работы. В темное время суток или если вам приходится работать не возле окна, освещать рабочее место нужно сверху-спереди под углом 45°.

Свет не должен попадать прямо вам в глаза. Удобна для этой цели лампа дневного света, помещенная на расстоянии 1 м от заготовки и прикрытая защитным козырьком из металлической пластинки, или лампа накаливания мощностью 60–100 Вт с металлическим абажуром. Предпочтительнее использовать лампы с регулировкой расстояния и угла освещения.

Рядом с рабочим местом необходимо смонтировать щит для включения различных электроприборов. Все они должны быть заземлены.

Для уборки, особенно после шлифовки шкурками, обработки напильниками, работы с бормашиной пользуйтесь пылесосом. Не смахивайте стружку-мусор с рабочего места рукой, чтобы избежать заноз – некоторые из них очень болезненны. Заведите для этой цели щетку-смётку. Завершайте уборку влажной протиркой. У рабочего места справа установите ящик или ведро для мусора с совком. Для проветривания помещения приспособьте в форточке вытяжной вентилятор.

Основной набор в коллектив чаще производят в начале учебного года – в сентябре, но не исключена возможность приема и в другие месяцы. В процессе занятий происходит естественный отбор, укрепление костяка студии. Общее количество записанных, как правило, составляет 25–50 человек и более.

О наборе сообщает Дом культуры, учреждение, при котором создается кружок. На улицах города, в культурных центрах, в Доме народного творчества, кинотеатрах, общежитиях, на предприятиях, в густо заселенных районах развешиваются афиши-приглашения с кратким описанием студии, указанием места и времени занятий.

Значительную помощь окажут объявления в местной газете и радио. Желательно, чтобы руководитель кружка участвовал в такой агитации. Полезны его личные встречи на предприятиях, в клубах, где он расскажет о работе студии, познакомит с некоторыми видами изобразительного искусства, народного творчества, покажет фотоматериалы, слайды, художественные изделия.

Одна из задач выставочной экспозиции – показать творчество художников зрителю, дать последнему возможность оценить достоинства произведений и выразить к ним отношение. Однодневная или долгосрочная демонстрация работ коллектива является своего рода подведением итогов за определенный период творческой деятельности. Иногда коллектив устраивает экспозицию работ одного или нескольких авторов.

Часто участвует в выставках-продажах на праздниках, ярмарках, народных гуляньях и т. д. При всем разнообразии целей принципы устройства экспозиций во многом схожи.

Рассмотрим основные моменты решения проблемы. Для начала выберите выставочную комиссию и распределите обязанности. За 3–5 месяцев или раньше решите вопрос, где можно выставить работы студийцев. Помещение должно быть достаточно большим. Лучший вариант – специальный выставочный зал или павильон, но подойдет и фойе Дома культуры, кинозала, театра, помещение предприятия, завода и т. д.

Выбрав помещение, в первую очередь решите вопрос о сохранности изделий, о наличии подставок-подиумов, стеклянных шкафов, витрин и стендов. Недостающее, по возможности, приобретите или сделайте своими руками. Подставками могут служить крепко сколоченные ящики, покрытые материей неяркого серого цвета.

Если есть возможность, закажите типографскую афишу, пригласительные билеты, красочный буклет с фотоматериалом. Сделайте это за 2–3 месяца до открытия. Определите название и эмблему выставки. Дайте заявку на объявление в местной газете и радио. Заранее разошлите пригласительные билеты, обзвоните по телефону приглашенных.

За 2–3 дня до открытия проведите смотр предлагаемых работ и отберите необходимые по качеству и количеству. Рекомендовал бы собрать больше, чем предполагается разместить. Это даст возможность выбора при формировании экспозиции. Копии, повторы ранее выполненных другими авторами работ не принимайте.

Экспозицию формируют в порядке возрастания зрительского интереса, объединяя по видам, темам или авторам. На видном месте оформляется стенд, отражающий деятельность коллектива, его достижения – с фотоиллюстрациями, рецензиями и наградами в прошедших выставках.

Заточный инструмент

объемные фигуры из дерева

Прежде чем приобретать режущий инструмент или пытаться самому сделать его, рекомендую обзавестись электроточильным устройством. Покупайте, по возможности, такое, у которого ось ротора (вал) выходит с двух сторон, мощность около 500 Вт, скорость вращения вала 1500–3000 об/мин, напряжение питания 220 В.

С помощью разнообразных насадок, ременных передач и приспособлений можно использовать это точило как универсальный станок, который будет затачивать, сверлить, шлифовать, полировать и делать многое другое. Но лучший вариант – приобретение для каждого способа электрообработки отдельного автономного малошумящего двигателя с необходимыми параметрами.

Шлифовальная машина

Приобретите к электродвигателю абразивный круг с крупным зерном для грубой обработки, мелкозернистый для заточки и шлифовки, круг с алмазной или корундовой поверхностью, подойдет и резиновый с корундовой добавкой. Для окончательной доводки режущей кромки сделайте кожаный или войлочный (фетровый) круг диаметром 50–100 мм, который перед правкой смазывайте полировочной пастой ГОИ.

Рис. 3.1. Заточный инструмент: а – абразивные головки; б – двигатель с насадками.

Один из способов изготовления полировочной пасты в домашних условиях: распустите на огне в жестяной банке две части стеарина и часть кускового мыла, добавьте примерно семь частей окиси хрома и немного керосина. Смесь в горячем состоянии тщательно размешайте, а затем вылейте в картонную коробочку. Застывшую массу выньте из коробки – паста готова к употреблению. Она очень поможет вам в окончательной доводке режущей кромки.

При возможности обзаведитесь отрезными корундовыми дисками для резания металлических заготовок.

Если у вас нет электродрели или сверлильной установки, приобретите кулачковый патрон. С помощью переходной насадки закрепите его на валу двигателя. Пригодится и набор абразивных цилиндрических (пальчиковых) головок с металлическим стержнем (рис. 3.1, а). С их помощью вы сможете перетачивать плоские пластинки металла в закругленные, что необходимо при изготовлении полукруглых стамесок, царазиков.

Рис. 3.2. Абразивные бруски, оселки.

Для обточки и шлифования металлических и деревянных плоскостей рекомендую заказать диск диаметром 15–25 см со стержнем в центре. Его можно вырезать и самому из многослойной фанеры или текстолита, наклеив на плоскости наждачную шкурку необходимой зернистости. Стержень закрепите в патроне сверлильной установки или дрели, укрепленной на столе.

Предлагаем ознакомиться  Посадка яблонь при высоком уровне грунтовых вод

Абразивные бруски

Тем, кто не имеет электроточила или предпочитает старый проверенный способ заточки абразивными брусками, необходимо приобрести небольшой их набор, включающий: брусок крупнозернистый для грубой обработки, мелкозернистый плоский, два-три с канавками и закругленными ребрами разного радиуса. Для доводки понадобятся оселки:

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Вместо предисловия.

плоский, два-три с канавками и закругленными ребрами (рис. 3.2), пригодится и мелкозернистый для правки опасных бритв. В последнем случае можно использовать также кожаный ремень с пастой ГОИ. Для радиусных поверхностей необходимы дощечки с канавками и палочки со шкуркой. Бывалые резчики применяют для доводки прелую липовую дощечку, смазанную пыльцой мелкозернистого оселка или полировочной пастой (ее желательно придавить, разглаживая наружной стороной полукруглой стамески).

Со временем оселки засаливаются, покрываются металлическим налетом. Чтобы от этого избавиться, после каждой заточки налет нужно снимать смесью из трех частей глицерина с одной частью спирта. Постоянный уход за инструментом поможет сохранить его в рабочем состоянии.

Изготавливая режущий инструмент и пользуясь им, необходимо научиться самому правильно его затачивать. Работая плохо заточенным резцом, нелегко преодолевать сопротивление даже самой мягкой породы. Удовольствие срезания превращается в муки преодоления. К этому прибавляются неопытность в обращении с инструментом и слабое знание дерева как материала, что в сумме приводит к отрицательному результату. Работа получается не резной, а мятой, вымученной.

Требуется время и терпение, прежде чем резчик приобретет умение затачивать инструмент, разбираться в качестве стали, толщине полотна, форме и профилях режущего края. Основные принципы затачивания рассмотрим при описании инструмента.

Режущий инструмент

Качество инструмента во многом зависит от марки стали, грамотной закалки и заточки.

Чтобы в дальнейшем не огорчаться из-за плохого инструмента, советую с самого начала уделять ему внимание и время. От работы хорошим инструментом вы получите удовольствие: стружка будет легко отделяться, оставляя чистый, без заусенцев, срез. Если будет возможность проверить качество, попробуйте, нажимая надфилем, провести по концу полотна. На мягкой стали остается след. Если надфиль соскальзывает, не врезается – инструмент неплохой.

Практика показала, каким маркам стали следует отдавать предпочтение при изготовлении инструмента. Это пружинная сталь 65Г, которая используется в производстве разнообразных пружин и автомобильных рессор. Она хороша не только для клюкарз. Подшипниковая сталь ШХ15 хорошо держит заточку края, применяют ее в полукруглых стамесках, клюкарзах.

Стали 9ХС, 9ХФ пластичны, пригодны для широкого применения. Используют и быстрорежущие стали Р18, Р9 и др. Замечу, однако, какую бы марку стали вы ни применили, если неграмотно произведена термическая обработка, т. е. закаливание и отпуск, инструмент может оказаться не лучшего качества. Для этого нужны условия и опыт. Если его у вас нет, обратитесь к специалисту или загляните в справочники по термообработке.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Вместо предисловия.

Определить марку стали в домашних условиях невозможно, это можно сделать только в лаборатории. Хочу дать такой совет: не выбрасывайте пришедшие в негодность из-за длительного употребления, сломанные, стертые, но сделанные из достаточно крепких сталей и подходящие по форме напильники, ножовочные полотна разной ширины, метчики, сверла, скальпели, опасные бритвы, рессоры, подшипники.

В магазине приобретите набор надфилей, к которым прилагается универсальная ручка с цанговым зажимом. Это удобно в употреблении, компактно в хранении. Сделайте из надфилей режущие инструменты для небольших поделок. Несложно изготовить плоские и овальные стамески, укоротив полотно надфиля на 20–30 мм с целью уменьшения прогиба при упоре в материал.

Советую использовать штихели для линолеума при работе с мягкими породами дерева. Хотя эти инструменты быстро тупятся из-за низкого качества стали, они имеют нужные формы режущего полотна и пригодны для контурной резьбы и вырезания орнаментов. Можно использовать и пришедшие в негодность хирургические инструменты. Они изготовлены из подходящей стали и по форме близки к требованиям резчика.

Итак, разберем разновидности режущего инструмента. К нему относятся ножи, косяки, плоские и полукруглые стамески, царазики, уголки, клюкарзы, ложкорезы, струги.

Когда в разговоре с коллегами интересуешься, каким же инструментом они работают, в первую очередь спрашиваешь о ножах. Нож является как бы естественным продолжением руки резчика, послушным исполнителем его замыслов. Когда я режу, появляется чувство, что рука, кисть и лезвие – неразделимое целое, управляемое моим сознанием.

Видел у мастеров много разнообразных ножей – каждый привыкает к своему. Их может быть несколько – для каждой техники резьбы свой, но обязательно есть любимый, универсальный, наиболее удобный в работе.

Фото 7. Ножи.

Вот и я уже много лет режу большую часть своих работ самодельным ножом с лезвием длиной 4 см. Он срезает лишнюю массу материала, создает пластическую форму, вырезает крупные и мелкие детали, наносит орнамент, оставляет след при окончательной обработке поверхности. Конечно, не могу обходиться и без других инструментов, но немалый процент работы приходится на этого скромного трудягу. Он прошел успешное испытание в работе и у многих моих учеников. Все, кто им пользуется, подтверждают его универсальность и удобство.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

Для изготовления такого ножа понадобится опасная бритва. Пригодится и ножовочное полотно подходящих размеров или скальпель. Процесс изготовления ножа несложен. Рассмотрим его на примере использования скальпеля (рис. 3.3, а).

По своей руке подгоните длину ручки с таким расчетом, чтобы затылок в работе упирался в центр ладони, а большой и указательный пальцы обхватывали ручку у начала полотна. Ручку ножа я ничем не покрываю. Загрязняется она, конечно, быстро, но меньше скользит в руке и лучше впитывает пот ладони, когда много работаешь. Ощущение от соприкосновения с нелакированной ручкой приятнее, не отвлекает, а в длительной и серьезной работе всякая мелочь имеет значение.

Рис. 3.3. Ножи: а – универсальный из скальпеля; б – богородский; в – формы лезвий; г – способы держания универсального ножа.

После того как ручка готова, займитесь заточкой режущей кромки. Стачивайте обе плоскости полотна на наждачном круге с вращением вала на инструмент. При стачивании у края лезвия звук будет более высоким. Научитесь распознавать его. В дальнейшем при заточке это поможет точно определять, касаетесь ли вы именно кромкой вращающегося круга.

Опуская полотно в воду для охлаждения, немного задерживайте там, давая остыть. К моменту заточки на краю лезвия должна быть капелька воды; когда она в процессе точения, закипая, испарится, вновь опустите лезвие в воду. Если все же не удастся уберечь полотно от пережигания, это место сточите и заточку произведите заново.

Фото 8, 9. Два приема держания ножа.

Для проверки степени остроты сделайте несколько срезов на деревянном бруске мягкой породы вдоль и поперек волокон. Внимательно рассмотрите поверхности срезов. Они должны быть чистыми, без канавок, заусенцев, с легким блеском. Врезается острый инструмент без лишнего усилия, оставляя приятное чувство преодоления. Заточку и правку ножа можно сделать и на брусках или оселках. Такой способ приемлем, хотя и требует много времени, которого не всегда хватает.

Заточив нож, вы должны понимать, что в ваших руках появился не только надежный помощник, но и опасное оружие. Начинающие, забывая об этом, нередко ранят руки, особенно левую. Лезвие входит в массу дерева при значительном силовом напряжении, в малоопытных руках срывается, задевая кисть или пальцы руки. Порезы могут быть значительными.

Универсальный нож держат двумя способами (рис. 3.3, г). В первом случае – лезвием от себя. При этом обушок ножа в момент срезания подпирается большим пальцем левой руки, которая одновременно удерживает заготовку. Лезвие, двигаясь вперед, идет по радиусу. Второй способ напоминает срезание кожуры картошки, как это делают домашние хозяйки, – нож удерживают лезвием на себя.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

Для защиты от травм и мозолей сшейте или склейте из кожи напальчники, надевайте их во время работы на большие пальцы.

Помните: целью первых ваших работ по дереву является не столько создание художественной поделки, сколько приобретение навыков обращения с режущим инструментом и понимания дерева как материала (его слоистости, разнообразной твердости и других качеств).

Для безопасности и чтобы предотвратить затупление режущей кромки во время хранения, сделайте резиновый или кожаный чехольчик-предохранитель, который после окончания работы надевайте на лезвие – нож удобно будет брать с собой для работы вне мастерской.

Оставляя принцип изготовления ножа прежним, лезвие можно делать разнообразной формы (рис. 3.3, в).

Если вы привыкли к другой конструкции и форме режущей части ножа, то советую с осторожностью пользоваться богородским ножом: у него длинная режущая часть полотна, и с непривычки можно поранить руку.

У резчика со временем накапливаются ножи различной формы и размеров: типа сапожного, а также с длинным и узким лезвием или с длинной, упирающейся в плечо ручкой – для разрезания фанеры и тонких дощечек. Все они пригодятся при определенных процессах обработки – каждый на своем месте иногда просто незаменим.

Ножи-косяки

Это разновидность плоской стамески со скошенным режущим краем. В продаже имеются сапожные ножи-косяки с лезвием, скошенным под углом 30°. Их можно использовать, но резчику чаще необходимы косяки с углом 50–70°. Заточка фаски производится как с двух, так и с одной стороны. Двухсторонние косяки в основном требуются при резьбе плоских рельефов.

На рис. 3.4, а показан маленький косячок, удобный для работы на начальных этапах обучения, для вырезания простейших геометрических и контурных орнаментов. Изготавливается он из ножовочного полотна шириной 14–16 мм и толщиной 0,8 мм. Легко входит в древесину, мало раздвигая слой, что позволяет не скалывать мелкие детали.

Держать малый косяк в работе следует в кулаке (рис. 3.4, в). Большой палец поместите на затылке черенка – так удобнее, нажимая, вводить лезвие в массу материала. При направлении резания на себя носик располагайте от себя и наоборот.

Для более крупных элементов геометрического орнамента лезвие нужно сделать пошире, размеры ручки увеличить по своей руке. Пригодится металлическое полотно шириной 15–25 мм и толщиной 2 мм, выход полотна из ручки до 100 мм, фаски затачиваются до 6–8 мм.

Косяк с односторонней заточкой (рис. 3.4, б) пригодится для снятия материала, вырезания орнаментов, доводки объемных поверхностей. Его можно применять вместо плоской стамески: благодаря скошенному под углом режущему краю легче срезать лишнее. Несложно его сделать из плоской стамески, сточив режущую кромку под углом 60°. Ширина может быть разной, но наиболее подходит 15–25 мм.

Табуретка-тумбочка

Для хранения инструмента очень удобна табуретка-тумбочка с ящиками. Можно использовать готовую табуретку, дополнив ее ящиками, или смастерить новую. Верхнюю крышку сделайте съемной или откидывающейся, покройте ее войлоком или плотным материалом для мягкости. Желательно, чтобы края выступали за каркас на 4–5 см – для крепления струбцин и тисков.

Предлагаем ознакомиться  Ученые выяснили, как раковая опухоль реагирует на чеснок и на золото

Дополнительный необходимый инструмент

Струг большой

Этот инструмент (рис. 3.11, а) по внешнему виду напоминает двуручную пилу в миниатюре, имеет закругленное наружу полотно, режущая кромка находится с внутренней стороны полотна, заточка кромки односторонняя. Ручки крепят шурупами к двум хвостовикам, расположенным под углом 90° к оси полотна. На концах деревянных ручек делают выступы, чтобы было удобнее работать при движении струга на себя. Струги большие применяются для срезания коры или верхнего слоя древесины.

Рис. 3.11. Струг большой (а), топор (б), рубанок (в), тесло (г)

Без этого инструмента обойтись трудно (рис. 3.11, б). Хорошо иметь два. Один тяжелый – для раскалывания бревен, толстых брусков; другой полегче, столярный, – для обтесывания как крупных, так и мелких деталей, а также для выполнения полностью всей работы. Вполне возможно, что у нового топора топорище изготовлено из не совсем сухого дерева, через 2–4 месяца оно подсохнет и перестанет держаться, поэтому советую надежнее закрепить его.

Верхний конец топорища расщепите и загоните в него с клеем деревянный клин. Дополнительно просверлите обух топора с одной стороны. Отверстие раззенкуйте, т. е. рассверлите начало отверстия сверлом большего диаметра и вверните шуруп впотай. Закрепляют топорище и металлической планкой, один конец шторой крепят двумя шурупами к топорищу, а другой, проходящий под обухом, на выходе загибают за край обуха.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

Фото 17. Топор столярный.

Легкий столярный топор для выполнения точных и тонких работ должен быть всегда острым. Ввиду того что топор особо опасен в обращении, сделайте для него надеваемый на пояс чехол из кожи. Ношение топора в чехле на поясе удобно во время прогулок, поисков материала в лесу и предотвращает острие топора от затупливания.

Это гибрид топора и стамески (рис. 3.11, г). Режущее полотно (плоское или закругленное) расположено в плоскости, перпендикулярной осевой линии ручки, фаска заточки с внешней стороны. В работе напоминает огородную тяпку. Вес 300–500 г. Тесло применяют для черновой обработки крупных заготовок, выемки значительных объемов.

Рубанок

Рубанок (рис. 3. 11, в), надеюсь, имеется у каждого хозяина. Если его нет, советую приобрести. Рубанки выпускаются различных видов. У каждого свои размеры и формы резцов, выполняющих различные срезы. Заточка делается абразивным бруском и оселком. Фаска стачивается под углом 45°, поверхность должна быть ровной, незаоваленной, отполированной до блеска. Рубанком стругают чаще по направлению слоя.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

Пила в художественной обработке дерева всегда должна быть под рукой – и не одна! Прежде всего, приобретите большую двуручную, с длинным полотном (рис. 3.12, а) – для поперечной распиловки толстых бревен и брусков, с которыми одному не справиться. Для грубой распиловки и поперечного раскроя бревен небольшого диаметра и досок применяют одноручные пилы с крупными зубьями.

Рис. 3.12. Пилы: а — двуручная; б — ножовка по дереву; в — ножовка по металлу; г — выкружная; д — лобзик; е — складная; ж — лучковая; з – с обушком; и — заточка зубьев пилы (1 — поперечная, 2 — продольная)

Более точное и чистое распиливание производят пилами с мелким зубом или ножовками по металлу (рис. 3.12, б, в). Древесину не всегда удается расколоть по слою ровно. Такое разделение и другие работы поможет выполнить пила продольного пиления. Советую приобрести небольшую пилку с полотном 150 мм и складывающейся ручкой (рис. 3.12, е). Она пригодится во время прогулок в лесу – удобна для спиливания засохших мелких сучков, коряг.

Фото 18. Ножовки по дереву и металлу.

Для выпиливания сложных форм, сквозных фигурных пропиловок обзаведитесь выкружной пилой с узким полотном (рис. 3.12, г) и лучковой (рис. 3.12, ж), полотно которой можно повернуть в любом направлении на 360°.

Тем, кому придется постоянно использовать лобзиковую обработку, рекомендовал бы приобрести или смастерить электролобзик.

С давних времен народные мастера создавали прекрасные орнаменты на оконных наличниках, ажурную домовую резьбу. При этом использовали возможности своего времени. Так, для сквозной резьбы узкую пилу верхним концом крепили к сучку дерева или к рейке достаточной прочности, а к нижнему ее концу подсоединяли педаль.

Заготовку помещали на стол с отверстием, через которое проходила пила. Такой способ можно применить и сегодня, работая на даче в сарае. Верхний конец узкой ленточной пилы соедините с прикрепленной к потолку пружиной или резиной, а внизу установите педаль. И дедовский способ сослужит вам добрую службу. Не забудьте: зубцы пилы должны быть направлены вниз, от вас в сторону материала.

Ручную пилу следует заточить, предварительно проверив, хорошо ли она разведена. При необходимости разведите зубья разводкой, приобретенной в магазине, или круглогубцами, зажав пилу в тиски. Посмотрите на зубья вдоль полотна пилы и определите правильность разводки. Выделяющийся зуб поставьте в ряд легкими ударами молотка, положив пилу на деревянную основу.

Для заточки понадобится трехгранный напильник с мелкой насечкой или надфиль. Фаска заточки на зубьях делается под углом 45° к полотну. Зубья пилы продольного пиления затачивают ромбовидным надфилем перпендикулярно полотну. Наклон их в сторону ручки 30°. Заточка пил требует определенного опыта, который придет с практикой.

Для распиливания брусок или доску небольших размеров зажимают в струбцину или в тиски. Предлагаю несложное приспособление – упор. К обоим торцам 2-сантиметровой доски 30 × 10 см прибейте противоположно направленные (один вверх, другой вниз) выступы высотой 3–5 см. Нижним зацепитесь за край стола или верстака, а в верхний упритесь заготовкой и производите пиление.

Упор-седло

Очень просто сделать упор-седло, который используют сидя на стуле, табуретке, если нет рабочего стола или наколенного верстака. Отрежьте кусок доски толщиной 4 × 20 × 60 см, закрепите на торцах два упора, направленных в разные стороны – один вверх, другой вниз. Положите упор-седло на табуретку, так чтобы он зацепился нижним выступом за край табуретки сзади вас, упритесь заготовкой в верхний выступ перед вами, и можете обрабатывать.

Возле рабочего стола на стене советую повесить стенд, где в ячейках, последовательно в определенном порядке или группами по видам, были бы размещены все необходимые режущие инструменты. Здесь же разместите рашпили, напильники, пилы, т. е. все, что удобно повесить и необходимо иметь перед глазами. Если такого места на стене не окажется, используйте для этих целей старый чемодан с крышкой (рис. 2.2, г).

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

На дне и крышке изнутри закрепите инструменты, в середину вставьте фанерную подвижную перегородку, на ней также можно разместить ножи, стамески, подсобный инструмент, да еще и с двух сторон – это удобно в употреблении и транспортировке. Куда бы вы ни поехали, с вами всегда будет все необходимое для занятия резьбой. Удобно хранить инструмент и в толстой холщовой материи. Для каждой стамески шьют карманчик, укладывают, чередуя направление режущих частей.

Инструмент для сверления

Иногда в процессе работы необходимо делать углубления или сквозные отверстия различного диаметра. Например, выбирая емкость декоративной вазы, в заготовке сверлят множество углублений, расположенных близко друг к другу, а затем стамеской выбирают объем. Такой способ облегчает и ускоряет процесс удаления лишнего материала.

Приходится сверлить и в других случаях. Для этого необходимы сверлильные устройства и набор разнообразных сверл. Если сверл нет, воспользуйтесь обыкновенным трехгранным шилом, гвоздем, иглой для выжигания или металлическим стержнем, раскаленным на огне, – все это пригодно для проделывания небольших отверстий и углублений.

Рис. 3.13. Устройства для сверления: а – буравы; б – ручная дрель; в – коловорот; г – перка; д – сверла (1 – по металлу; 2 – по дереву; 3 – винтовые)

• при сверлении повторяющихся, одинаковой глубины отверстий следует надеть на сверло пенопластовый цилиндрик или обернуть его два-три раза изолентой в том месте, которое соответствует нужной глубине сверления;

• при сверлении отверстий на выходе могут быть сколы материала; чтобы их избежать, желательно подложить под просверливаемое место кусок доски или фанеры;

• когда соберется достаточное количество сверл, разложите их по видам и размерам, чтобы не терять и легко находить нужное для данной работы; сделайте из бруска древесины 20 × 8 × 4 см колодку с ячейками, поместите туда набор, чтобы у каждого сверла было свое постоянное место; длинные и диаметром более 10 мм сверла удобнее разместить на стенном стенде – тогда они всегда будут на виду.

Инструмент для обработки поверхности

При окончательной обработке поверхности резчики часто оставляют на дереве следы ножа, стамески – того инструмента, который оказался последним при создании рельефа, образа. Это соответствует традиционному подходу к древесине. Произведения из дерева со следами резца на поверхности выгодно отличаются от работ из других материалов.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

Они радуют глаз фактурой среза, декоративностью. Взгляд задерживается на объеме, фиксирует каждую деталь, помогая глубже понять общую форму, рисунок рельефа. Зритель видит, как и чем работал автор, ощущает его мастерство. Иногда новички в резьбе, чтобы продемонстрировать свое «мастерство» и более высокое качество работы, неоправданно спешат зачистить поверхность шкуркой, снять с нее след резца, затонировать, считая такую обработку чистой, более законченной.

Произведение от такого «старания» только проигрывает – оно становится «зализанным», многие детали излишне округляются, другие совсем стираются, появляется неоправданный блеск там, где этого не требует ни образ, ни сама поверхность. Если резчик не в ладах с анатомией, то этот недостаток еще более становится заметным.

Так что избавляться от следов инструмента на поверхности деревянного изделия не спешите: подумайте, надо ли циклевать, шкурить, выиграет ли оно от такой обработки. Когда же поймете, что в данном случае это необходимо, – принимайтесь за дело. Старайтесь выработать со временем умение еще до начала работы видеть и определять, как следует обработать в окончательной стадии поверхность.

Перечислю случаи, когда обработка требуется. Прошкуривают, например, некоторые рельефы и орнаменты для усиления декоративности, подчеркивания деталей, а также изделия из пород с красивой текстурой, нередко вырезанные обобщенно, с плавно переходящими деталями. Советовал бы обработку шкурками доводить до блеска поверхности – тогда дерево откроет вам свою тайну, заиграет внутренней красотой, будет радовать пластикой и декоративностью годичных колец.

Умелый мастер в таком случае подходит к деревяшке, как к камню-самоцвету. Если угадаешь, как срезать и чем обработать, то красота тебе явится небывалая. Особенно это удается в сувелях, капах, текстурных породах, изумительная неповторимость которых открывается тем, кто душу вложит, усидчивость и мастерство проявит.

Нередко сама тема, образ диктуют, как обрабатывать поверхность. Лицо старца не советовал бы шкурить. А вот личико ребенка, женский портрет, наоборот, будут убедительнее в смягченной поверхности, в сглаженных формах, грубая обработка стамеской в этом случае помешает раскрытию образа, спрячет красоту.

Предлагаем ознакомиться  Деревянная отмостка вокруг дома

Для окончательной обработки поверхности существует целый набор средств и подсобных материалов. Это рашпили, напильники, рифлевки, надфили, цикли, металлические щетки, наждачная шкурка, фрезы, чеканы и даже твердая палочка или косточка.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

Процесс шлифования и полирования порой занимает немало времени и усилий. Приходится обрабатывать сложные выпуклые и вогнутые формы, труднодоступные места. Чтобы облегчить и ускорить работу, применяют и механические средства: дрель, электродвигатель с насадками, бормашину, шлифовальное устройство, токарный станок.

Рашпили, напильники

Для первичной, грубой обработки плоских и выпуклых поверхностей и форм нужны рашпили с крупной насечкой. В более точной и тонкой работе пользуются напильниками и надфилями с разными профилями и размерами насечки, вплоть до бархатного. К сожалению, резчики, увлекаясь обработкой дерева только режущим инструментом, порой забывают, что нередко проще и быстрее выполнить некоторые работы с помощью рашпилей, напильников.

Фото 19. Рашпили.

Фото 20. Напильники.

Фото 21. Рифлевки.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Древесные породы.

Очень удобны гнутые рашпили, напильники, так называемые рифлевки. Они служат для снятия материала и шлифовки поверхностей (вогнутых и сложной формы) в объемных и скульптурных работах из твердого дерева. К сожалению, подобные инструменты промышленность выпускает редко, но порой они просто необходимы резчику.

Можно попытаться плоские, круглые и полукруглые напильники изогнуть. Разогрейте на огне докрасна место сгиба. В горячем состоянии загните в тисках до требуемой кривизны и закалите. Специалисту по обработке металла доступно изготовление рифлевок из плоской стальной пластинки с набивной насечкой. Такие самоделки прошли испытания и показали себя с положительной стороны, так как размер, радиус изгиба, сама насечка делаются по желанию заказчика.

Рис. 3.14. Цикли: а – ручка-зажим; б – сменные цикли; в – фигурная; г – из дисковой пилы; д – заточка кромки.

Иногда поверхности обрабатывают путем скобления (для сглаживания и даже значительного снятия материала) разными по форме края циклями. В продаже бывают прямые цикли для циклевки ровных поверхностей полов и мебели. Резчику потребуется более разнообразная форма. Сделать циклю самому и заточить ее несложно.

Пригодятся обломок ножовочного полотна, куски двуручной поперечной или дисковой пилы, бритва, пластинка стали и даже обыкновенный, отслуживший свой век нож. Главное условие – металл должен быть достаточно прочным, выдерживающим неоднократное скобление кромкой. Наждачным кругом выточите форму края пластинки, необходимую при обработке данной поверхности. Заточите на абразивном круге торцевую сторону пластинки до появления заусенца, который будет рабочей частью.

Если по какой-либо причине не оказалось под рукой цикли из металла, можно воспользоваться куском битого стекла. Когда попадается разбитая лампа накаливания мощностью 500 Вт и более, не выбрасывайте осколки – крепкое закаленное стекло с острым краем удобно для циклевания. Не забудьте обернуть в тряпочку сторону, за которую будете держать стекло. Такой способ применял скульптор Эрьзя при обработке очень твердых пород из Южной Америки – кебрачо и альгарробо.

Металлические щетки

Промышленность выпускает металлические щетки для зачистки и освобождения от ржавчины и грязи металлических изделий. Щетки могут быть на деревянной основе с ручкой, закрепленные в металлическом держателе в виде кисти или собранные по кругу деревянными прокладками-шайбами с металлической осью. Последние зажимают в кулачковый патрон электродвигателя.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Рабочий стол.

Резчику они помогают очищать напильники, абразивные круги и фрезы бормашины от засаливания и загрязнения деревянной пылью. Иногда с помощью металлических щеток заглаживают поверхности или придают шероховатость фактуре мягких пород. Применяют и в зачистке обожженных огнем или кислотой поверхностей, рельефов, объемов.

Чеканы-пуансоны

Чеканы, а в деревообработке их называют пуансоны, употребляются для декоративной отделки фона, второго плана или основной поверхности. Удобны в труднодоступных для резца местах. Особенностью работы с чеканами является небольшая площадь соприкосновения деревянной поверхности с инструментом и перпендикулярно направленное усилие.

В магазине в отделе инструмента приобретите набор для любителей чеканки по металлу – он вполне удовлетворит ваши потребности. Некоторые варианты чеканов несложно сделать самому, для их изготовления подойдут гвозди или металлические стержни диаметром 3–10 мм. С помощью надфиля на торце выпилите необходимый профиль.

Запаситесь специальным молоточком, удобным для ударов по чекану. Элементы отделки располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга, старайтесь делать их одинаковой глубины, соблюдайте определенную систему в их взаимном расположении.

Возможности у такого способа обработки немалые, но особой потребности в его использовании, как показала практика, не возникает. Старайтесь работать так, чтобы технический способ нанесения орнамента употреблялся редко. Пусть красоту создают ваши руки, а не штамп.

Резчики все чаще прибегают к обработке своих изделий бормашиной, используя сменные фрезы. Иногда это устраивает автора, отвечает поставленной задаче как способ окончательной обработки без применения других средств. Бывает и частичное употребление фрезы для достижения нужной фактуры. Пример – скульптурная композиция из самшита «Мне б такую щуку» (фото 87–89).

Обработка прядей волос, других деталей, а то и всей поверхности фрезами с разной насечкой способствует убедительности, усилению образа. Работа получится цельной, законченной, во многом будет отличаться от изделий, выполненных другими способами обработки.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Рабочий стол.

Шкурки

Для окончательной доводки гладкой поверхности, выявления текстуры, достижения максимального блеска применяют наждачную шлифовальную шкурку с абразивным покрытием на бумажной или матерчатой основе. Выпускаются шкурки с крупным, средним и мелким зерном. Самую мелкую называют нулевкой. Она позволяет доводить поверхность древесины до блеска и полировать лаковые покрытия.

Наждачная шкурка в руках резчика – хороший помощник, но использовать ее следует с умом, разборчиво, только там, где необходимо показать текстуру породы, смягчить пластику, выявить форму, т. е. создать более убедительный художественный образ.

Способы применения шкурки разнообразны. Простейший и один из наиболее удобных – наложив шкурку на палец, ею протирают поверхность изделия. Применяется он чаще при создании рельефных и скульптурных работ, где требуется особенно тонко чувствовать, в каком месте и с какой силой нажать на шкурку, ибо чрезмерное сглаживание может изменить объем, стереть мелкие детали и тем самым исказить образ.

Пальцы вашей руки являются сверхчувствительным инструментом. Они способны осязать изгибы и шероховатость поверхности даже через довольно толстый слой шкурки, но описанный способ, позволяющий достичь высокого качества обработки, имеет один существенный недостаток, и выявляется он при больших объемах работы – на трущем пальце появляется мозоль. Для защиты кожи от стирания можно надеть кожаный напальчник или обклеить палец лейкопластырем, но при этом частично теряется тонкость осязания.

Техника безопасности

Прежде чем перейти к вопросам приобретения и создания самодельного режущего и электроинструмента, а также обращения с ним при обработке дерева, хочу напомнить основные правила техники безопасности.

Стамески, дрели, станки – первые ваши помощники, однако невнимательное и неумелое обращение с ними может привести к нежелательным травмам. Не думаю, что это кого-то напугает и отобьет желание заняться резьбой по дереву, но нужно постоянно помнить – рядом с инструментом вы находитесь в зоне повышенной опасности.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Заточный инструмент.

Приобретите фартук или халат из плотного материала. Рукава по локоть засучите или отрежьте: работать «спустя рукава» опасно. Длинные волосы могут быть помехой в работе и даже попасть во вращающуюся деталь ременной передачи мотора, поэтому на голову наденьте легкий берет, косынку или узкий поясок, который надевали народные умельцы с давних времен на Руси (вспомните Данилу-мастера). Прежде всего это удобно – волосы не мешают, да и создается психологический настрой к работе.

На заточном электроинструменте закрепите упор для заточки и защитный кожух, на случай откола абразивного камня.

Имейте очки с простыми стеклами для предохранения от летящих искр и пыли.

При изготовлении ножей, стамесок будьте внимательны к режущей кромке. Окончательную заточку и доводку делайте только после насадки и полного оформления ручки-черенка. Помните при этом, что плохо насаженная ручка наравне с остро заточенным лезвием может стать причиной травмы.

Не работайте на коленях, пользуйтесь струбцинами, упором.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Заточный инструмент.

Научитесь держать режущий инструмент так, чтобы левая рука, придерживая заготовку и управляя стамеской, не попадала в опасную зону действия режущей кромки стамески.

Необходимые для работы резаки располагайте на столе справа, лезвием от себя.

Для хранения и переноса режущего инструмента нарежьте из резины или пенопласта защитные наконечники.

Будьте предельно осторожны, работая с электроинструментом: опасны его вращающиеся детали, а также ток большой силы. Нередки травмы от дисковой пилы, фуганка, сверлильных устройств.

Аккуратно обращайтесь с огнем, тем более если в мастерской много деревянных предметов. Используя паяльную лампу, газовую горелку при закалке инструмента, обжиге деревянных работ, следите, чтобы рядом не было воспламеняющихся веществ: бензина, скипидара, лаков и т. д. В мастерской обязательно должен быть огнетушитель.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Режущий инструмент.

Как бы мы ни береглись, травмы, особенно у начинающих, иногда бывают. И если такое случилось, вы должны уметь оказать себе и рядом работающему товарищу первую медицинскую помощь. Для этого, как уже было сказано, необходимо на рабочем месте иметь набор медикаментов и жгут для остановки кровотечения. При малых ссадинах или порезах промойте поврежденное место водой с мылом, затем перекисью водорода, смажьте йодом или зеленкой.

Эти советы и предупреждения – на случай неожиданных травм, но хочу верить, что они у вас будут редкими или, что еще лучше, вы сумеете совсем обойтись без них.

Для сбора пыли рекомендую рабочее место протирать влажной тряпкой. Рядом имейте пылесос, при работе наденьте марлевую повязку или респиратор. Чтобы уменьшить шум мотора бормашины, подвесьте его бечевкой на кронштейн или потолок над рабочим местом. Набор фрез разместите в ячейках на бруске по видам и размерам.

В момент вращения фрезы старайтесь не сгибать рукав сильно. Когда обработка поверхности изделия близка к окончанию, срезайте материал по направлению вдоль волокон. Соблюдая эти правила, вы обеспечите безопасность и долговечность инструмента, повышение качества художественного изделия. В заключение хотелось бы напомнить правила обращения с электроинструментом.

Перед началом работы проверьте исправность механической и электрической систем; если требуется, смажьте трущиеся и вращающиеся части, проверьте заземление.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Режущий инструмент.

• затачиваемый инструмент в момент соприкосновения с вращающимся абразивным кругом может вырваться, такая опасность чаще возникает при движении вала на инструмент;

• ременная передача двигателей способна захватить одежду, волосы или руку;

• плохо закрепленная в работающем токарном станке деталь может вырваться;

• резец, слабо удерживаемый в руках или врезавшийся в сучок заготовки и сломавшийся, очень опасен;

• вращающаяся фреза бормашины закручивает материю одежды, ранит руки;

• пила электролобзика может затянуть руку в отверстие и поранить;

• дисковая пила, фуганок, сверлильный и токарный станки являются объектами повышенной опасности, без дополнительных знаний и практических занятий работать с ними не рекомендую.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Режущий инструмент.

Нередко бывают несчастные случаи, когда на фуганке или механической пиле калечат руки, поэтому я и осмелился еще раз напомнить об этой опасности.

Будьте внимательны, соблюдайте правила работы на станке с электроинструментами и правила безопасности, чтобы увлечение не приносило травм и огорчений.

Оцените статью
Поселок Петровский
Adblock detector